Бушев мост Цимлянск

Есть недалеко от Цимлянска столетний монолитный мост через некогда полноводную и зачастую очень буйную от вешних вод речку Кумшак. Этот оригинальный литой объект из бетона был построен в преддверии Первой Мировой войны. При его сооружении применялись уникальные по тем временам технологии. Напрашиваются вопросы: откуда у казаков в то далёкое время появились столь продвинутые специалисты? Ведь те технологии и сегодня актуальны! И другое. Зачем в далёкой казачьей глухомани потребовались такие изысканные сооружения?!

Архивы на этот счёт скупы. Есть официальные сведения о том, что через территорию Кумшатского юрта проходил царицынский тракт. Это была грунтовая государственная дорога Ростов-на-Дону — Александровск-Грушевский — Царицын, по которой двигались государственная почта и пассажиры. Через речку Кумшак, у которой находилась местная почтовая станция, стоял деревянный мост, который вешние шкодливые воды Кумшачки часто сносили. И тогда движение по тракту прерывалось на несколько дней, а порой и недель.

Но, как гласит народная молва, движение по тракту порой прерывалось и из-за чрезмерного гостеприимства начальника местной почтовой станции Ельпидифора Ипполитовича Бушева. Этот человек был хватким, деловым, добрым, неугомонным, завлекательным и очень гостеприимным. С ним никогда не загрустишь и не соскучишься. Особенно хлебосольным он был к знатным вельможам и друзьям, которые часто проезжали по тракту мимо его живописной усадьбы в тенистой роще на берегу Кумшачки. И порой речка была спокойной, мост находился в исправном состоянии, а движение на тракте всё равно было парализовано на несколько дней. В это время все вельможи и ямщики вкушали в подвалах и за столами тенистого сада радушного Бушева холодные красные вина, приготовленные старым  казачьим способом. И казались веселым, размалиняным путникам Кумшачка по колено, а Кавказские горы — по плечо. Но когда наступало прозрение, приходили испуг и чувство ответственности за содеянное. Ведь задержка почтового и пассажирского сообщения дорого обходилась государству. Но хваткий и очень смекалистый Бушев всегда находил выход из любой, даже самой сложной ситуации. Каждому запоздавшему экипажу начальник почтовой станции, как правило, выдавал своеобразные оправдательные справки примерно следующего содержания:

«…Сей документ выдан ямщику почтовой кареты Терехову и вельможе Сивякову с подтверждением того, что из-за очередного буйного разлива речки Кумшачка и повреждения её шкодливыми водами деревянного моста они были вынуждены задержаться на почтовой станции Кумшатского юрта ровно на неделю…
Справка дана для предъявления по месту требования.
Станционный почтовый смотритель Кумшатского юрта Бушев».

Далее следовала его размашистая подпись и поставленная на неё со смаком сургучовая печать. И такие документы, как правило, были надёжной защитой для всех опоздавших ямщиков, почтовиков и вельмож-друзей Бушева. Телефонов тогда в этом глухом казачьем краю не было, а путники никогда бы и не решились предать старого гостеприимного друга. Вот так и накопился в головной Донской почтовой службе целый мешок Бушевских справок и жалоб на старый плохой деревянный мост через речку Кумшачку, из-за которого часто запаздывали государственная почта и пассажиры, следовавшие по тракту Царицынскому тракту.

И вот как-то попался этот большой почтовый мешок с жалобами царским проверяющим, которых Николай II послал на Дон для ознакомления с революционной ситуацией в этом бунтарском крае. После расстрела в 1905 году демонстрации в Петербурге по стране прокатилась волна забастовок под лозунгом «Долой самодержавие!». Активизировали свою деятельность во всех органах власти либеральные и революционные партии. И царь почувствовал, как зашатался его трон, а потому и принял ряд контрмер. Он приступил к подготовке крупных государственных реформ в России, предоставил избирательные права рабочим, стал поддерживать реформаторский путь Петра Столыпина, развивать дружеские отношения с европейскими державами. В стране начался бурный промышленный подъём, стали расти урожаи, реформироваться система власти на местах. И на этом фоне целый почтовый мешок жалоб, лежавших в Донской почтовой службе без движения, говорят, привел царя в ярость.

— Так вот почему народ на Дону поддерживает бунтарей, — кипел царь. – Вот откуда берутся Разины, Пугачевы и Булавины!

И царь, говорят, распорядился принять незамедлительные меры по воздвижению капитального моста через реку Кумшак. И это настойчивое и очень грозное распоряжение Николая II создало много проблем для царского окружения. Ведь как можно было да ещё и в самые кратчайшие сроки в таком далёком захолустье возвести капитальный бетонный мост?! Сюда не было дороги с твердым покрытием, мощных механизмов по перевозке и подъему тяжёлых мостовых грузов. Но царь требовал своё.

…Россию выручили итальянцы, строившие до этого у нас очень многие важные и сложные объекты. Тем более, что к тому времени они изобрели особый цемент, который прочно и надёжно скреплял песок, глину, гравий, арматуру и другие материалы. И с помощью специальных оснасток это позволяло выливать из приготовленного бетона на месте любые объекты. На тот период это было самое современное и уникальное производство, которое применяется и сегодня. Одна из итальянских фирм по протекции царского двора заключила договор с Донской почтовой службой на строительство бетонного литого моста через Кумшачку. И в Цимлу пароходами и баржами пошёл итальянский цемент и оснастки, а из Ростова-на-Дону — арматура. Для руководства строительством нового литого моста через речку итальянская фирма направила в Россию своих лучших инженеров.

По материалам:
Цимлянск — информационный сайт города

Более подробно и обстоятельно о строительстве моста можно прочесть в изданных материалах местного краеведа и одновременно редактора газеты «ПРИДОНЬЕ» Сивашова Николая Павловича.

4.5 8 голоса
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии