Воздушная катастрофа Цимлянск

Сам процесс дозаправки выглядел следующим образом. Из законцовки правой консоли крыла бомбардировщика выпускался трос, на конце которого имелся стабилизирующий парашютик и груз, представляющий собой замок сцепки. Танкер подходил сзади-справа. Концевая часть его левой консоли ложилась на трос и перемещалась до касания замка кольцеобразным зацепом, установленным на ее нижней поверхности. Происходила сцепка. После этого трос втягивался в крыло бомбардировщика, а за ним вытягивался топливоподающий шланг, который размещался на танкере вдоль передней кромки по всему размаху консоли. После стыковки шланга с захватом бомбардировщика начиналась перекачка топлива. Испытание системы проводили летчики Якимов и Амет-Хан Султан. После их окончания комплекс дозаправки типа «с крыла на крыло» был установлен на ряде серийных Ту-4, а позднее на Ту-16. В монтируемой на Ту-16 системе отсутствовал трос, что упростило процесс. «Активной» машиной стал бомбардировщик, соответственно изменилось место самолетов в строю. Теперь танкер летел слева-впереди и операция начиналась выпуском из законцовки его крыла топливного шланга со стабилизирующим парашютиком и замком. Сцепка происходила аналогичным образом.

Самолеты танкеры на базе Ту-16 получили наименование Ту-163 (в ряде документов Ту-16Ю). Дополнительный топливный бак, устанавливаемый в бомбоотсеке, легко демонтировался. Единственное внешнее отличие Ту-163 от его собратьев-бомбардировщиков — измененная законцовка правой консоли крыла. Эти самолеты эксплуатировались очень долго, последние машины сняли с вооружения уже после 1995 г.

Такие самолёты и столкнулись в воздухе над цимлянским водохранилищем. Ниже привожу выдержку из служебного документа: (служебные сокращения сохранены)

«3.05.64=Ту-16Р=м-р Захаров П.И, п/п-к Буренков М.А. ==7=Катастрофа 2-х самолётов Ту-16. Во время дозаправки топливом в воздухе произошло столкновение Ту-16ЗЩ, КК м-р Захаров П.И. и Ту-16К-10, КК замкомандира АП п/п-к Буренков М.А. Самолеты разрушились от удара и упали в Цимлянское водохранилище. 7 человек погибло. В экипаже Буренкова остались живы ШК и КОУ, ПКК погиб от полученных тяжелых травм. КК, ПШК и ВСР пропали без вести. В экипаже Захарова выжили ПКК, ПШК и ВСР. КК, ШК и КОУ не найдены»

Вот как описывает свои впечатления свидетель воздушной катастрофы Станислав Тюпин, житель нашего района.

«Не помню сейчас год, но точно помню это было после обеда. Как раз мы после обеда (в продленке) пошли к морю. Примерно с запада со стороны Константиновки летели два самолета . Подлетая к Цимлянску они вроде бы как соприкоснулись, раздался взрыв (не сильный, но и не глухой) И понеслись эти горящие и дымящие оба самолета в открытое море . Ну мы все, пацанами же были, рванули на бугор что бы виднее было. И как раз в районе между Хорошевской и на том берегу хутором Харсеевым ,как раз на фарватере (середина моря)упали оба в воду. А через примерно с час начали летать над тем местом вертолеты, пошли быстроходные спасательные катера. Потом на следующий день пришла баржа и плавкран. А через неделю примерно ту баржу притянули вместе с краном к Крутовскому заливу. И простояла она там примерно с неделю. Нас солдатики охранявшие обломки пускали на баржу посмотреть. Это я был или в шестом или в седьмом классе. А потом уже все писали в газетах.»

4 4 голоса
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии