ЦИМЛЯНСКУ 350. «ПЕТРОВСКИЙ» ШЛЮЗ или с чего всё началось.

0
5562

Петровский шлюз должен был стать одним из гидросооружений в системе реализации проекта «ШЛЮЗОВАНИЕ РЕКИ ДОН» (1914 — 1918 гг). Общая схема шлюзования выглядела так:

История шлюзования Дона и Северского Донца — это история борьбы и развития водного и железнодорожного транспорта на Юге России. Река Дон раньше была судоходна только на участке от Ростова-на-Дону до станицы Цимлянской, а выше, вплоть до Калача, судоходство было возможно только в весенний паводок. В газете «Приазовский край» за 1890 год напечатано объявление о расписании рейсов пароходов из Ростова-на-Дону до Калача: вторник и пятница, отправление в 8 часов утра, то есть два раза в неделю. В ХIХ веке в России начал активно развиваться и железнодорожный, и водный транспорт. «Перетягивание» грузопотоков и дало мощный толчок развитию и модернизации водных путей по Дону и его притокам. Надежной системы железных дорог, соединявшей угольные районы Донбасса с центром страны, тогда еще не существовало, да и затраты на доставку угля по железной дороге были весьма существенными. Уголь по Дону, Волге и Каме мог бы получать и интенсивно развивавшийся тогда индустриальный Урал. Помимо угля по этому же направлению велик был и, что очень существенно, в обратном направлении поток экспортных хлебных грузов, а также крепежного и строительного леса для Юга страны и Донбасса. Россия была весьма заинтересована в скорейшем решении проблемы Волго-Донского пути. Военное ведомство царской России искало пути замены дорогостоящего английского угля, которым снабжался развивающийся Балтийский флот. В период Крымской войны, когда английский флот блокировал порты Балтийского моря, Россия испытала большие трудности при доставке угля из Донбасса — приходилось на подводах доставлять его сначала к Дону, к станице Мелиховской, а затем поднимать небольшими судами до Качалинской, а далее снова на волах и далее опять на волах к Волге. ( краевед дона.рф)

Константиновский шлюз входил в проект «Шлюзование реки Дон (1914-1918)», составленный русским гидрографом и контр — адмиралом Н. П. Пузыревским.

Предварительно он выполнил гидрографическое обследование и описание реки Дон, а затем разработал и новые типы облегченных шлюзовых ворот. Планировалось построить примерно 9 шлюзов. Шлюз станицы Кочетовской шел за номером № 1, Константиновской — № 2, Николаевской — № 3, Камышевский — № 4 и т. д.

Строительство Донской шлюзованной системы было начато в 1913 году. В первую очередь сооружался Кочетовский шлюз, крайне необходимый для нормального функционирования Северско-Донецкой системы. За 1914 — 1916 годы Кочетовский шлюз был построен.

 Шлюз в районе Константиновской планировалось построить на острове Лучка, который находился напротив станицы. Строительство велось под руководством российских инженеров пленными австро-венгерской армии. Строительный камень на стройку доставляли с балки Борщевской по узкоколейке ручными вагонетками. Здесь же, в балке, находились бараки для военнопленных и колодец для питьевой воды. Все сооружения строились из долговечных материалов — бетона, камня и железа.

Шлюзу на острове Лучка дали название «Мраморный» — из-за кварцевого известняка, использованного при отделке причальной стенки шлюзовой камеры.

Весной 1915 года в половодье река затопила строящийся котлован. Строительные леса были унесены половодьем на несколько десятков тысяч рублей. По отдельным данным погибло много пленных.

Первая мировая война не дала возможности от построенной системы получить планировавшийся эффект, и Константиновский шлюз № 2 остался недостроенным.

Это константиновский шлюз,вернее то,что от него осталось.

Петровский — Камышевский шлюз находится в месте слияния рек Дон и Сухая, недалеко от г. Цимлянска. Месторасположение «низконапорного» шлюза выбиралось с таким расчетом, чтобы шлюз и плотина занимали почти всю ширину реки, и, не требовалось, строить длинных сопрягающих дамб. Камышевский шлюз считается незаконченным строительством. Находится в довольно глухом безлюдном месте у хутора Карпов, поэтому довольно хорошо сохранился до наших дней. В свое время не успели построить с двух сторон подходные каналы, что послужило дополнительной консервацией этого объекта. Не всякий человек знает о местонахождении шлюза. Рядом находится захоронение австро-венгерских военнопленных.(взято на www.sarkel.ru)

Так выглядит шлюзовая камер зимой.

Во многих статья интернета, да и местные жители, его называют Петровский шлюз, ибо еще во времена Петра Первого, адмирал Корнелий Крюс, описывавший реку Дон, разработал некий проект шлюзования донских проток (между островами) для лучшей навигации по самой реке.

А это профессиональные снимки Петровского шлюза

Снимки взяты с hunhuz71.livejournal.com На века.

А это моя персона на Петровском шлюзе (авторское право жены)

На этом рисунке изображена схема соединения Волги и Дона, но это уже тема другого рассказа.

4.3 6 голоса
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии