18 марта 1966 года вышел приказ Министерства речного флота РСФСР о переименовании Цимлянского речного порта в порт Волгодонск.
Приказ был подписан министром речного флота Сергеем Кучкиным. До этого момента речной порт в Волгодонске с момента своего основания назывался Цимлянским.
Причиной такой топонимической путаницы стало время проектирования и строительства порта. Порт заранее создавался как составная часть промышленной зоны у южной части плотины Цимлянского гидроузла еще до утверждения названия Волгодонска. Поэтому по аналогии с названием водохранилища порт стал Цимлянским. Аналогично будущий ВКДП назывался Цимлянской лесоперевалочной базой, а железнодорожная станция Волгодонская носила название Добровольская. Порт, лесобаза и железнодорожная станция были переименованы после получения Волгодонском статуса города и районного центра.
Речной порт Волгодонска создавался как универсальный транспортный узел. В 70-80-е годы он обрабатывал большие объемы строительных грузов для быстрорастущего города, минеральные удобрения, зерно, лесные грузы, прокат черных металлов. В небольшом количестве порт принимал и контейнеры. Через порт в Волгодонск доставляли водным путем детали и конструкции для самых крупных станков и прессов «Атоммаша». Максимальный грузооборот порта в это время превышал отметку в 2 миллиона тонн грузов в год, а на начало 90-х годов мощности порта позволяли перерабатывать более 3 миллионов тонн грузов в год.
Источник:https://bloknot-volgodonsk.ru/news/rovno-57-let-nazad-tsimlyanskiy-port-byl-pereimeno-1582435