Делегация из Цимлянска посетила музей 57 МРАД в городе Быхов!



Информацию и фотографии прислал в редакцию портала наш читатель Даниил Терзи
НЕМНОГО ИСТОРИИ
О Быховском военном городке в Могилеве всегда говорили с большим уважением. Там располагалась 57-я Краснознаменная Смоленская морская ракетоносная авиационная дивизия. Информация о ней была ограничена. Однако население волновал вопрос: «С чего бы вдруг в белорусской лесной глубинке «спряталась» целая дивизия не какой-нибудь, а — морской авиации?». Военный городок занимал едва ли не половину Быхова. Еще большая территория приходилась на непосредственно армейскую недвижимость: казармы, склады. Особое место в этом списке занимал военный аэродром, считавшийся одним из самых больших в Европе и гордостью морской авиации. Быховский аэродром был удобным местом для ее дислокации — не в уязвимой «прифронтовой полосе» и почти посередине между тремя морями: Балтийским, Черным и Баренцевым. На реактивных самолетах до них — рукой подать.
Созданная в начале Великой Отечественной войны в составе дальней авиации дивизия прошла славный героический путь и внесла достойный вклад в разгром немецко-фашистских войск и завоевания Великой Победы над гитлеровской Германией. Лётчики и штурманы, воздушные стрелки-радисты, инженеры и техники, весь личный состав дивизии проявили образцы мужества и отваги, беззаветной преданности Родине, несгибаемую силу духа и воли, массовый героизм. В дивизии 30 лётчиков получили звание Героя Советского Союза, один из них стал дважды Героем Советского Союза.
В послевоенный период дивизия, переданная в состав авиации Балтийского флота, достойно продолжила и приумножила традиции фронтовиков. На протяжении 2 десятилетий с 1955 года Ту-16 этой дивизии, оснащенные крылатыми ракетами, сопровождали авианосные ударные группы США в Северной Атлантике. С дозаправкой в воздухе Быховские ракетоносцы «дотягивались» аж до южной оконечности Исландии. По мнению знающих людей, попадания одной ракеты К-10 с ядерными боеголовками было достаточно, чтобы пустить авианосец ко дну. Но поскольку прорваться к цели можно было только на большой высоте и скорости, то к 60-м годам, когда появилось новое поколение истребителей, стало ясно — надо создавать более скоростные ракетоносцы. И они были созданы. В 1976-м 240-й полк дивизии одним из первых в морской авиации перешел на Ту-22М2. Перед этим была срочно реконструирована взлетно-посадочная полоса: с прежних 2500 ее удлинили до 3400 метров, а толщина покрытия составила 80 см — аэродром мог принять даже космический «Буран».
57-я Смоленская морская ракетная авиационная дивизия Балтийского флота базировалась на Быховском аэродроме и состояла из двух Гвардейских Краснознамённых полков: 170-го Смоленского и 240-го Севастопольско-Берлинского МРАП. Быховский аэродром был одним из составляющих частей ядерного щита страны.
Прошли годы, а интерес к месту дислокации дивизии не пропал. Поэтому на экскурсию в г.Быхов 21 сентября 2019 года поехали ветераны вооруженных сил, ранее служившие в дивизии и представители общественных организаций города. Намеченный маршрут включал посещения исторических мест на Буйничском поле, в Салтановке, Дашковке, Быхове и завершился посещением Барколабовского монастыря, так как это был День Рождества Пресвятой Богородицы – один из величайших православных праздников.
На въезде в микрорайон Быхов-1, могилевчане воочию увидели самолет Су-24М, установленный с целью воспитания патриотизма и увековечения памяти авиаторов, проходивших службу в 57-й морской ракетоносной авиационной дивизии.
Гостей встретил бывший штурман авиадивизии, полковник в отставке Баранов А,Г. Вместе с ним гости побывали в музее, где состоялась встреча с ветеранами дивизии, живущими в Быхове, на площади героев, в краеведческом музее, а затем проехали по городку и бывшему военному аэродрому. Особенно впечатлила всех огромная территория аэродрома, его рулевые и взлетно-посадочная полосы, многочисленные открытые стоянки в лесу и капониры для самолетов и конечно некоторая информация, которая ранее не была известна населению.
Из воспоминаний полковника Баранова: «На вооружении дивизии всегда были самые современные по тому времени самолёты: Ту-16,Ту-22М2, Ту-22М3. Лётные экипажи участвовали во всех крупных учениях и манёврах на военных театрах всех флотов: Северного, Балтийского, Тихоокеанского и Черноморского. Экипажи 170 гвардейского МРАП Зюкова и Борисенко одними из первых в морской авиации выполнили полёт с двумя дозаправками в воздухе с аэродрома Быхов в Тихий океан до берегов Японии и произвели посадку на аэродроме Монгохто. Неоднократно осуществлялись полёты в Атлантический океан, за «угол». Не случайно, ещё во время СССР Соединённые штаты Америки ставили вопрос о сокращении 57 МРАД».
Сейчас нет этой прославленной героической дивизии. Её знамя сдано в музей. Но навсегда в памяти ветеранов останутся героические традиции дивизии и полков. Они будут вечно жить в сердцах и памяти нынешних и грядущих поколений. Последние полёты в Быхове выполнялись весной 1991 года, к концу этого года гарнизон был расформирован. Все, и летчики, и самолеты, навсегда покинули Быхов. Оба полка сократили, а самолеты передали на Черноморский и Тихоокеанский флоты.
Автор информации: Алла Данилина https://proza.ru/2019/09/28/444

В Цимлянске, на территории Приморского парка состоялось открытие мемориального знака, который посвящен авиакатастрофе, произошедшей в мае 1964 года.
Тогда в небе над Цимлянским водохранилищем столкнулись два реактивных самолета Ту-16, входивших в состав авиации Балтийского флота и базировавшихся на аэродроме Быхов в Беларуси. Один из самолетов являлся топливозаправщиком, второй – ракетоносцем.
В Цимлянске похоронены 27-летний гвардии старший лейтенант штурман Василий Росляков и 34-летний гвардии сержант радист Михаил Михеев.
С приветственным словом к участникам церемонии обратились депутаты Законодательного Собрания Ростовской области от «Единой России» Николай Ромашенко и Максим Гелас.
«Страшная катастрофа, которая унесла жизни летчиков, навсегда останется в нашей памяти», – отметил Николай Ромашенко.
Участники церемонии возложили цветы к мемориалу и почтили память погибших минутой молчания.
Напомним, ранее партпроект «Историческая память» помог восстановить памятник погибшим в авиакатастрофе летчикам. Шефство над монументом и обязанности по уходу за ним поручено одной из школ района, а также местному отделению «Молодой Гвардии Единой России».
Добавим, к задачам партпроекта «Историческая память» относятся объединение усилий государства и общества по восстановлению исторических памятников и мемориалов, а также патриотическое воспитание молодежи. Те же цели отражены в народной программе партии.
Источник:https://rostov.er.ru/activity/news/pri-uchastii-edinoj-rossii-v-cimlyanskom-rajone-otkryli-memorialnyj-znak-v-pamyat-o-zhertvah-aviakatastrofy-1964-goda
Нужный памятник. Других мнений, думаю, не будет. НО!!! Не мешало бы привести в порядок и уже существующие памятники Цимлянска и района.
Дом и дорогу к нему Героя Иринина в ст. Маркинской
Памятник Слава советской армии
Обелиск.