В 1913 году, началось строительство Донской шлюзованной системы.
История шлюзования Дона и Северского Донца — это история борьбы и развития водного и железнодорожного транспорта на Юге России. Река Дон раньше была судоходна только на участке от Ростова-на-Дону до станицы Цимлянской, а выше, вплоть до Калача, судоходство было возможно только в весенний паводок.В ХIХ веке в России начал активно развиваться и железнодорожный, и водный транспорт. «Перетягивание» грузопотоков и дало мощный толчок развитию и модернизации водных путей по Дону и его притокам. Надежной системы железных дорог, соединявшей угольные районы Донбасса с центром страны, тогда еще не существовало, да и затраты на доставку угля по железной дороге были весьма существенными. Уголь по Дону, Волге и Каме мог бы получать и интенсивно развивавшийся тогда индустриальный Урал.
Помимо угля по этому же направлению велик был и, что очень существенно, в обратном направлении поток экспортных хлебных грузов, а также крепежного и строительного леса для Юга страны и Донбасса.Россия была весьма заинтересована в скорейшем решении проблемы Волго-Донского пути. Военное ведомство царской России искало пути замены дорогостоящего английского угля, которым снабжался развивающийся Балтийский флот. В период Крымской войны, когда английский флот блокировал порты Балтийского моря, Россия испытала большие трудности при доставке угля из Донбасса — приходилось на подводах доставлять его сначала к Дону, к станице Мелиховской, а затем поднимать небольшими судами до Качалинской, а далее снова на волах везти к Волге
.Существование станицы Бабской, а затем Константиновской было немыслимо без торговли, в первую очередь, водной. Ведь связь с внешним миром поддерживалась только по реке. Для торговли нужны были суда, экипажи, причалы.В начале XX века на берегу станицы Константиновской действовало три причала — купцов Парамонова, Вавилова и Пустовойтова. Причал Е.Т. Парамонова находился на спуске улицы Центральной (ныне Ленина). Кроме морских пароходов, Парамонов имел 23 речных парохода и 105 буксирных барж. У купца Ф.Н. Вавилова было пять пароходов: «Друг», «Богатырь», «Князь Е.Н. Трубецкой», «Висла» и «Пчелка», 11 барж и три паузка (мелкосидящих судна). Сюда, к станичным причалам, приходили и разгружались баржи и лодки с товаром.Строительные работы первой очереди Северско-Донецкой шлюзованной системы были начаты в мае 1911 года и в основном закончены к осени 1913 года. Блестящие знания и организаторские способности проявил на этой стройке помощник начальника работ Е.А. Водарский.
По тем временам Северско-Донецкая система соответствовала европейскому и мировому уровню гидротехнических сооружений.Согласно царскому указу от 5 июля 1912 года начались подготовительные работы по строительству системы шлюзов непосредственно на Дону. Для осуществления проекта улучшения судоходных условий реки Дон в станицу Константиновскую была послана изыскательская партия.Константиновский шлюз входил в проект «Шлюзование реки Дон (1914-1918)», составленный русским гидрографом и контр-адмиралом Н.П. Пузыревским. Предварительно он выполнил гидрографическое обследование и описание реки Дон, а затем разработал и новые типы облегченных шлюзовых ворот. Планировалось построить примерно 9 шлюзов. Шлюз станицы Кочетовской шел за номером № 1, Константиновской — № 2, Николаевской — № 3, Камышовской — № 4 и т.д.
Строительство Донской шлюзованной системы было начато в 1913 году. В первую очередь сооружался Кочетовский шлюз, крайне необходимый для нормального функционирования Северско-Донецкой системы. За 1914 — 1916 годы Кочетовский шлюз был построен. Производителем работ на шлюзе был инженер Фидман.Начавшаяся Первая мировая война внесла серьезные коррективы в реализацию намеченных планов. Тем не менее, хотя и медленнее, чем планировалось, но стройка шла все последующие предреволюционные годы. В 1913 году начальником работ по шлюзованию реки Дон стал инженер Юргевич, впоследствии было образовано Управление по шлюзованию реки Дон. Начальник работ и Управление по шлюзованию реки Дон находились в техническом Управлении внутренних водных и шоссейных дорог министерства путей сообщения. Управление по шлюзованию размещалось в городе Нахичевани -н а-Дону. Помощником начальника работ по шлюзованию реки Дон работал инженер Е.А. Водарский, а производителем работ на шлюзе был инженер Липенский.
Шлюз в районе Константиновской планировалось построить на острове Лучка, который находился напротив станицы. Строительство велось под руководством российских инженеров пленными австро-венгерской армии. Строительный камень на стройку доставляли с балки Борщевской по узкоколейке ручными вагонетками. Здесь же, в балке, находились бараки для военнопленных и колодец для питьевой воды.


Все сооружения строились из долговечных материалов — бетона, камня и железа.Шлюзу на острове Лучка дали название «Мраморный» — из-за кварцевого известняка, использованного при отделке причальной стенки шлюзовой камеры.
Весной 1915 года в половодье река затопила строящийся котлован. Строительного леса было унесено половодьем на несколько десятков тысяч рублей.Первая мировая война не дала возможности от построенной системы получить планировавшийся эффект, а Константиновский шлюз № 2 остался недостроенным.Останки Мраморного шлюза и сегодня возвышаются на острове Лучка, поражая своей масштабностью, крепостью и прекрасной отделкой.


Остатки петровского шлюза у ст. Камышевской
Австрийское захоронение времен Первой Мировой войны расположено рядом со станицей Камышевской, у недостроенного шлюза в месте слияния рек Дон и Сухая. Этот шлюз входил в проект «Шлюзования реки Дон (1914-1918)». Планировалось построить 9 шлюзов. Из этого проекта успели построить Кочетовский шлюз (1914-1916 гг.). Однако начавшаяся вскоре первая мировая война внесла серьезные коррективы. Тем не менее, хотя и медленно, но стройка шла все последующие предреволюционные годы. Прибыв в 1915 году в 1-й Донской округ, Австро-Венгерские военнопленные были расконвоированны, определены на проживание в районе станицы Камышевской.
Сегодня здесь глухое и труднодоступное место. Не всякий человек, даже местный, знает о местонахождении шлюза. Недалеко находится захоронение австро-венгерских военнопленных, на котором стоит каменный крест, где три таблички несут надписи на трех языках: немецком, венгерском и русском. Надпись на немецком гласит: «Здесь упокоятся с Богом немецкие военнопленные».
Место очень тихое, ощущение попадания в затерянный мир..
Несколько лет назад, к месту захоронения военнопленных прибыла рабочая группа из Австрии и наняв работников восстановили памятный крест и облагородили прилегающую территорию. На заставке статьи на фото отражено состояние захоронения до благоустройства. А на на снимке ниже состояние на сегодня.



Источники:https://m.ok.ru/group/59113601826856/topic/68450387372840, https://vk.com/wall-48054063_2870