Не в каждом посёлке итальянцы мосты строили ! Такому мосту соединять бы берега провинциальной итальянской речки – чтобы ходил по нему какой-нибудь Джованни петь серенады своей Лючии. А занесло его в Цимлянский район Ростовской области – в посёлок Дубравный, на правый приток Дона под названием Кумшак.
Этот мост пережил две войны, революцию, всю советскую и постсоветскую историю… А памятником архитектуры так и не стал. История Бушева моста за сто с лишним лет обросла местными легендами, где казачий колорит смешался с итальянским. Хотя она и сама по себе необычна, местами забавна, местами трогательна. Да кто теперь разберёт, где правда, а где выдумка? Вернёмся на сто с небольшим лет назад, в те времена, когда ещё не было ни посёлка Дубравного, ни живописного итальянского моста, а была почтовая станция Кумшацкая посреди Царицынского тракта. Станционным смотрителем в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, был колоритный мужчина Ельпидифор Ипполитович Бушев. Рядом, над речкой находилась бушевская усадьба, виноградники, а мост через Кумшак был деревянным. Его часто сносило весенним половодьем, из-за чего задерживалась почта. Если верить местным преданиям, задерживалась не только почта. И не только из-за половодья, а ещё из-за богатых винных погребов станционного смотрителя. Ельпидифор Ипполитович был гостеприимен. А в случае надобности не отказывался черкануть гостям справку о том, что разбушевавшаяся стихия опять увлекла с собой мост, прервав сообщение по Царицынскому тракту. Вследствие чего имярек такой-то не имел ни малейшей возможности исполнить в срок важную государственную службу. Когда в почтовой службе Войска Донского подобными справками наполнился целый мешок, случился скандал. Дело дошло до самого государя – и к Бушеву приехали ревизоры. История умалчивает об обстоятельствах их встречи – включала ли она, например, знакомство с упомянутым погребом и прочими достопримечательностями. Но известно, что в отчёте проверяющие написали, что мост на почтовой дороге Царицынского тракта «по ветхости к проезду неудобен, а равно и дорогу в оном месте нужно подправить». Случилось так, что в это время в Санкт-Петербурге работали два итальянских архитектора – Лучано Родари и Роберто Ферреро. Им и поручили руководить строительством моста из литого железобетона – такой технологии в России ещё не видали. «…Россию выручили итальянцы, строившие до этого у нас очень многие важные объекты. Тем более, что к тому времени они изобрели особый цемент, который прочно и надежно скреплял песок, глину, гравий, арматуру и другие материалы. И с помощью специальных оснасток позволяло выливать из приготовленного бетона на месте любые объекты. На тот период это было самое современное и уникальное производство, которое применяется и сегодня. Одна из итальянских фирм по протекции царского двора заключила договор с Донской почтовой службой на строительство бетонного литого моста через речку. И в Цимлу пароходами и баржами пошел итальянский цемент и оснастки, а из Ростова – арматура. Остальные стройматериалы решили добывать на месте. Для руководства строительством нового литого моста через речку Кумшак итальянская фирма направила в Россию своих лучших инженеров…» Николай Сивашов «РАЗГАДАННЫЕ ТАЙНЫ ЦИМЛЫ»
Можно себе представить, каким событием стал их приезд в южнороссийскую глубинку. Конечно, в легендах фигурируют и чёрные кудри заезжих красавцев, и не устоявшие перед ними пригожие селянки, и сеновал, и большая, но чистая любовь. Ну а как иначе, если они прибыли из самой Италии!
Было там что с селянками или нет, но мост они отгрохали знатный. Местные жители назвали его всё-таки в честь Ельпидифора Бушева – ведь без него и никакие итальянцы не приехали бы.
Сейчас паралельно старому мосту построили новый, через который идёт транспортный поток.
Вот такая вот история итальянского моста.
Автор: Вячеслав Яшкин https://ok.ru/profile/564487757776