Я много раз проезжала мимо этого места, и каждый раз оно привлекало внимание. Выезжаешь из Цимлянска, минуя кольцо у железнодорожной станции, и вот справа видна с трассы красная водонапорная башня старой постройки. А рядом ещё одна, поменьше, металлическая.
Раньше я не слишком задумывалась для чего вообще они предназначены. В каждом населённом пункте была такая, а иногда и не одна. Башни эти прочно вписались в картину быта посëлков и небольших городов. Металлические и сейчас встречаются довольно часто. Более «монументальные» же, если и сохранились где-то, то в основном заброшены.
Постепенно разрушается башня возле волгодонского вокзала, которую я часто рассматривала из окна автобуса по пути в университет. Рушится и та самая, кирпичная, в Цимлянске.
Башня в Волгодонске, фото из интернета
И вот, вместо того, чтобы в очередной раз проехать мимо, я решаю подъехать к знакомому красному строению поближе. Башню я видела только с трассы, улиц же в этом районе совсем не знаю. Смотрю на карту. Кажется к башне можно проехать через улицу МПС. Интересное название. Какая-то абревиатура?
Улица оказывается совсем небольшой. И вот я рядом с башней! Вблизи она довольно высокая, с металлической крышей и окошками. Интересно, что внутри?
А, в общем-то, ничего. Видимо раньше на входе в башню была дверь, теперь же пустует только дверной проём. Внутри нет никакого оборудования, только курлыкающий голубь где-то под крышей. Хотя, нет, вверху что-то похожее на металлический бак. Точно! Покрытая ржавчиной металлическая ёмкость с небольшим отверстием внизу.
Так выглядит башня внутри
А что там вообще должно было быть? Теперь уже интересно. Начинаю искать информацию. Еë немного, но всё же что-то узнать удаётся.
Как оказалось, изначально водонапорные башни строили вблизи железнодорожных станций. Вода необходима была для работы паровозов, а на станциях запасы еë пополнялись. Позже такие сооружения стали использовать во многих населённых пунктах для обеспечения бесперебойной подачи воды для жителей и производства.
Устроена башня достаточно просто — резервуар с водой и опорная конструкция, а также подводящие и отводящие трубы. От опоры и зависит внешний вид башни. Сооружали её из стальных балок, железобетона или красного кирпича. Часто такая башня становилась настоящим произведением искусства. Но гораздо большее распространение получили металлические башни, которые до сих пор можно увидеть во многих населённых пунктах.
Судя по информации в разных источниках, и цимлянская, и волгодонская старые башни были возведены во время строительства Цимлянского гидроузла. Для доставки техники, материалов и рабочей силы на масштабную стройку решено было использовать железнодорожный транспорт. С этой целью станции Морозовскую и Куберле соединили новой веткой. А в точках, где в скором времени образовались города, возникли железнодорожные станции — Цимлянская и Добровольская, которую вскоре переименовали в Волгодонскую.
Рядом со станциями были возведены ведомственные дома Министерства путей сообщения. Для обеспечения водой их и заправочных колонок на станциях, вблизи были пробурены скважины и построены водонапорные башни.
Так вот почему улица в Цимлянске, соединяющая старую башню и железнодорожную станцию носит такое название!
Уже в 60-х годах паровые двигатели поездов стали постепенно заменять на электрические и дизельные, которые были более эффективными и экономичными. Но вплоть до 90-х колонка на станции Цимлянской продолжала функционировать, заправляя водой немногие оставшиеся на ходу паровозы.

Башня в Цимлянске
Сейчас старая водонапорная башня носит статус заброшенной. Даже на карте города она никак не обозначена.
В оконных проёмах еë нет стёкол, отсутствует дверь и, судя по внешнему виду, рушится крыша. И всё же, возвышаясь среди степной растительности, башня придаёт окружающему пейзажу какое-то спокойное умиротворение. Такие ощущения часто возникают вблизи живописных старых строений — время словно замедляется. Не хочется никуда спешить, ты просто стоишь и рассматриваешь кирпичный узор. И тоскливо становится от того, что все эти башни, мосты и домики не ценятся в должной степени. Ведь с каждым разрушенным старым строением уходит часть истории города, страны, и человечества в целом.
А мимо проносятся скоростные поезда на современных двигателях, оглашая окружающее пространство громкими гудками. Словно приветствуя доживающую свой век старую кирпичную башню.
Наталья Швецова.
От редакции: На заставке картина автора «У старой башни» (масло, холст)